Источник:

Сила голоса или избрание нового парламента и совета экспертов в Иране

26.03.2024

1 марта 2024 г. в Исламской республике Иран состоялись выборы в Меджлис Исламского совета (парламент) – законодательную структуру страны и Совет экспертов – орган, главной целью которого является выбор нового духовного лидера или рахбара. Последний, в свою очередь, представляет собой главную фигуру в стране, воплощая идеи и принципы революции 1979 г. и олицетворяя их в современном контексте.

В этом году до участия в выборах допустили рекордное число кандидатов – более 15 тыс. человек, что составило почти 75% от общего числа претендентов, первоначально зарегистрировавшихся для участия в выборах. Около 1,7 тыс. допущенных до выборов кандидатов в парламент – женщины.[1]

Меджлис, как законодательный орган, играет ключевую роль в процессе формирования и принятии законов в стране. В его руках лежит представительство народа, формирование законодательной политики и обсуждение важнейших вопросов, влияющих на жизнь иранских граждан. Участие в выборах Меджлиса является выражением гражданского долга и активной политической позиции, а также возможностью внести реальный вклад в формирование государственного института.

Согласно Конституции Ирана, пять мест в Меджлисе должны отойти представителям религиозных меньшинств – зороастрийцам, иудеям по одному месту и христианам три места.[2] Каждый кандидат, допущенный до участия в выборах, должен был пройти процедуру утверждения в Совете стражей конституции – 12-местном совещательном надпарламентском органе, подчиняющемся лично аятолле Хаменеи  – нынешнему религиозному лидеру.

Совет экспертов, с другой стороны, имеет особое значение в Иране, поскольку он ответственен за выбор нового духовного лидера страны. Рахбар является высшей духовной и политической властью, обладающей значительным влиянием на все сферы жизни Ирана. Выборы Совета экспертов отражают желание иранских граждан видеть в роли рахбара лидера, который будет отстаивать их интересы, руководить страной в соответствии с исламскими принципами и обеспечивать стабильность и развитие Исламской республики.[3]

Конкурентная борьба в ходе выборов в Иране развернулась преимущественно между представителями реформаторской линии и относительно известными и превалирующими консервативными кандидатами, которые выражают свою преданность идеалам Исламской революции. Реформаторское движение, изначально сформированное в 90-е гг. XX в. прошлого века и лидерами которого были бывшие президенты Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани (1989-1997 гг.) и Сеид Мухаммад Хатами (1997-2005 гг.), в свою очередь, характеризовало проведение выборов, состоявшихся в этом месяце, как лишенных свободы и справедливости. 

Несмотря на то, что население Ирана политически активно и, в целом, в стране существует масса механизмов мобилизации и привлечения жителей к выборам и участию в политической жизни, выборы 2024 г. ознаменовали собой наименьшую явку избирателей за 45-летнюю историю существования Исламской Республики – не более 41 %.[4] Важно отметить, что эти выборы стали первым политическим рубежом после массовых протестов конца 2022 г., после гибели девушки курдского происхождения – Махсы Амини. В значительной степени, именно это событие и повлияло на столь низкое присутствие голосующих. Такой уровень явки свидетельствует о потенциальном снижении доверия и поддержки населением действующей политической системы, а также может отражать широкомасштабное недовольство среди граждан по отношению к внутренней и внешней политике страны.[5]

Стоит ли ожидать каких-либо поворотов в иранской политике в связи с нынешними выборами в парламент и Совет экспертов? Выборы в Иране, которые проходят в настоящее время в Меджлис Исламского совета и Совет экспертов, могут внести значительные изменения во внутриполитическую ситуацию  страны. Особое внимание уделяется личности духовного лидера Исламской республики. Существует запрос на реформы в государстве, направленный на смещение центра силы от духовенства к Корпусу стражей исламской революции, рассматриваемого как более прагматичная и менее религиозно ориентированная структура государства.  Произойти это может только после смены верховного руководителя Ирана. Однако следует отметить, что изменения в международной политике Ирана, такие как, например, возвращение к ядерной сделке, не ожидаются в ближайшем будущем. Эти вопросы являются сложными и требуют длительных переговоров и согласования интересов различных сторон. Тем не менее, выборы в Иране 2024 г. могут послужить поводом для пересмотра некоторых аспектов международной политики страны и дальнейших дипломатических шагов.


Луговская Арина Игоревна, студентка 1 курса магистратуры НИУ ВШЭ, направление подготовки «Мусульманские миры в России (История и культура)»

[1] Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/948477

Дата обращения: 13.03.24.

[2] Режим доступа: https://ria.ru/20240301/vybory-1929941041.html

Дата обращения: 13.03.24.

[3] Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20125583 

Дата обращения: 13.03.24.

[4] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6553238 

Дата обращения: 13.03.24.

[5] Режим доступа: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/2024-election-cycle-starts-iran

Дата обращения: 15.03.24.

 

Комментарии

Добавить комментарий
Orientalia
Rossica
Российское
Востоковедение
XXI века
@ 2021 Orientalia Rossica
Политика кофеденциальности